Как записать альбом самостоятельно: Репетиции

 

Андрей Жилин

http://andrewjilin.com

Японская бамбуковая флейта сякухати

Музыкант,  композитор,  преподаватель

 

Друзья, после некоторого перерыва я продолжаю рассказывать о записи альбома с сякухати,  струнным квартетом и классической гитарой. Перерыв этот связан с тем,  что я готовился к концерту группы Los Aybolitos,  в которой я в этот раз играл на бас-гитаре,  а также с моей поездкой в Бельгию в город Брюгге. В этой статье речь пойдет о репетициях материала перед записью. Дело в том,  что есть один очень хороший совет,  который мне дал человек после неудачной сессии звукозаписи. Дело было зимой,  я приехал записываться с гитаристом. Писали одну очень простую пьесу с простой структурой,  простой мелодией и с тремя аккордами для гитары. Я не уделил достаточного количества времени репетициям. Конечно, мы с гитаристом репетировали,  играли эту вещь,  но ведь мы готовились к концерту,  и эта пьеса была одной из многих пьес на этом мероприятии. Я подумал,  что мы достаточно хорошо знаем материал и запишемся с первого дубля. Однако же я ошибался. Мы потратили 3 часа, так ничего и не записав! Так вот человек,  который записывал,  дал добрый совет на будущее: "Перед тем, как приходить в студию, отрепетируйте материал так, чтобы он просто 'отскакивал от зубов', как говорится". Потом я ещё несколько раз встречал этот совет в музыкальной литературе. Один мой американский коллега однажды сказал: "Make your record twice!". То есть запиши один и тот же альбом дважды! Так я и поступил с этим альбомом. Кстати,  напомню,  что он будет называться "Последний день лета". Так вот, я уже записал все композиции с этого альбома. Правда, я сделал все это в домашней студии. Роман Стансков,  о котором я писал в предыдущей статье,  пишет аранжировки в одном из популярных нотных редакторов Sibelius и присылает их мне. Для домашних записей я использую бесплатную и удобную программу для Mac - Garage Band. Это очень простая программа для подорожечной записи песен или пьес. Наверняка, многие читатели знакомы с ней. Так вот, в этот Garage Band я импортирую присланную Романом партитуру, выставляю громкость на различные дорожки. После этого я записываю партию флейты. Потом отсылаю получившейся результат Грегори Фрюсу в Вашнгтон. О нем я тоже писал в предыдущей статье. Он присылает мне свою гитарную партию, записанную отдельно. После этого я совмещаю все присланные материалы и выстраиваю пьесу. Иногда получается, что проделав всю эту работу, я понимаю, что результат не тот, которого я ожидал. В таком случае приходится вносить корректировки в структуру пьесы,  в свою партию, в партию струнных или в партию гитары. В таком случае вся работа проделывается заново или в итоговой версии заменяются какие-либо части. И что самое главное,  если исключить расходы на написание аранжировок, то весь описанный процесс бесплатен, потому что первоначальный результат делается в домашней студии с использованием Garage Band. Для Windows тоже есть бесплатные программы. Для примера могу сказать, что одно из произведений пришлось переписывать восемь раз, чтобы результат был хорошим. Представьте, сколько пришлось бы потратить на студию, если бы за каждый час записи пришлось платить! Ужас! Отсюда два совета: делайте черновые записи и репетируйте перед походом в студию!

  Самый главный вопрос при запись сякухати в ансамбле - это строй. Традиционно в японской музыке для сякухати нету западного понятия о темперированном строе. Более того, в традиционной японской музыке нет и привычных нам названий нот - до, рэ, ми и так далее. Для каждого инструмента используется своя система обозначений звуков. И для каждого инструмента эта система разная. Например, зная и понимая ноты для сякухати, никогда не поймешь ноты для кото или сямисена. Всем своим ученикам я всегда говорю, что соответствие звуков сякухати и европейской нотной системы весьма условно. Традиционная музыка, древняя японская музыка не имеет никакого отношения к западной темперации. Это другая система. Вообще, неплохо знать, что мир настолько широк, что европейская система записи музыки не единственная. И двенадцать звуков в октаве так же не единственный способ передать музыку. В традиционных системах различных культур мира ещё очень много разнообразия. Помните об этом. Однако сейчас 21-ый век, и в мире музыки происходит очень много смешений. Смешений стилей, понятий и вкусов. При игре на сякухати с традиционными европейскими инструментами нужно все-таки придерживаться европейской темперации и европейской системы. Отсюда совет всем, кто хочет играть с другими европейскими инструментами: уделяйте много времени игре с тюнером. Исследуйте вашу флейту на предмет соответствия нотам. Опять же подчеркиваю, только в том случае, если вы хотите играть с европейскими инструментами - гитара, фортепиано и другими. Если вы играете в традиционном японском ансамбле, то тут совсем другая история. Нужен сенсей (учитель), который объяснит тонкости игры традиционной музыки. То же касается и игры медитативной музыки Хонкёку. Тут без сенсея вообще никуда.

Нотация для кото

Нотация для сямисена

Нотация для сякухати

Как я уже писал в первой статье про запись альбома, планируется не только записать альбом, но и провести его презентацию. В моем случае, когда гитарист живет в Америке, я живу в Москве, а струнный квартет записывается в Питере, очень трудно собрать всех вместе в одно и то же время, отрепетировать и провести концерт. Я даже считаю, что это просто невозможно и с точки зрения пространства и времени, и с экономической точки зрения. Тут я задумал немного другой ход. На презентации альбома будет другой гитарист, который будет повторять альбомные партии Грегори один в один. Весь материал, который записывается в этот раз, есть в виде нот. Так что при наличии записи любую партию можно будет повторить. На данный момент у меня есть на примете несколько классических гитаристов, кто мог бы это сделать. Я пока ещё точно не решил, кто это будет, так что имя гитариста для презентации альбома будет объявлено несколько позже. Кроме того, мне ещё предстоит разобраться со струнным квартетом. Сейчас пока есть только предварительная договоренность с моими коллегами из Консерватории. Сейчас я занят тем, что слушаю много различных записей квартетов и пытаюсь найти тот звук, который мне хотелось бы слышать на альбоме. Я имею в виду ту частотную характеристику, которую я хотел бы слышать. Ведь записать квартет, гитару и флейту можно по-разному. Но об этом в следующей статье.

 

P.S. Подписывайтесь на рассылку внизу страницы, чтобы не пропустить выход альбома. Каждому подписчику американский сборник"Convergence" с моим участием бесплатно.

 

Моя музыка на Кругах

Моя Музыка на iTunes

Моя музыка на CDBaby

------------------------------

Андрей Жилин

http://andrewjilin.com

Японская бамбуковая флейта сякухати

Музыкант, композитор, преподаватель

Если у Вас есть вопросы или пожелания, пишите мне на andrewjilin@gmail.com