Мой музыкальный путь

 

Интервью интернет-лейблу "Русский Зуд" 13.01.2016

 

Андрей, расскажи о своем музыкальном становлении. Как ты открыл для себя музыку, что это было, когда, как ты пришел к японской флейте?

 

Мой интерес к музыке проснулся достаточно давно. В 7 лет родители купили мне магнитофон, а друг подарил кассету The Beatles "Abbey Road". Тогда все и началось. Уже во втором классе мы с этим же другом создали группу под названием "Сухари Мочёные", которая просуществовала года 4. Играли на чём попало - на питерских и шиховских гитарах, вместо барабанов были коробки и подушки, вместо тарелок пружины от старого матраса, бабушкино пианино. В этом составе мы записали 12 альбомов. До сих пор хочется найти те кассеты и оцифровать их. Потом была ещё одна группа такого же толка с название NHL (New Hard Limit). Где-то в 6 или в 7 классе школы я начал слушать одновременно Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, Metallica, Megadeth. Чуть позже в список добавился и так называемый прогрессивный рок - Pink Floyd, Jethro Tull, King Crimson, Dream Theater. В 8-м классе образовалась кавер-группа The Relayers. Мы исполняли те песни, которые в тот момент могли сыграть. У нас начали появляться нормальные инструменты -  настоящая ударная установка, бас, электрогитары, усилители, микрофоны. С нами тогда пела наша подруга из старшего класса школы - Таисия Свищёва. Поэтому у нас было много каверов на женские команды. Было ещё несколько своих инструментальных вещей. Я тогда играл в основном на барабанах и иногда на басу. Это было время, когда интернет был не так сильно развит, как сейчас. Поэтому с тех пор остались только аудио и видео кассеты. В школьные годы была ещё одна группа, у которой был один концерт - The Floyd Rose. Там я играл на басу. В этой группе мы уже не играли каверов, а исполняли только свои песни. Хорошее было время! Потом я поступил в институт, все школьные проекты прекратили свое существование. В институте я тоже нашел ребят, которые занимались музыкой. Это была группа "Non Compos Mentos". Песни этой группы уже можно найти в интернете, в том числе на Youtube. Тут я снова сел за барабаны. В составе этой команды я отыграл два года. Выступали мы в московских клубах, как в сборных концертах, так и сольно. Стиль был чем-то похож на так называемый русский рок, но с некоторым уклоном в хард энд хэви. Было и несколько чистых панк песен. Но потом мне пришлось покинуть коллектив, потому что в то время я хотел играть более сложную, насыщенную музыку. Однако этого не случилось. Следующим моим коллективом стала группа, к которой я до сих пор имею отношение. Это группа Los Aybolitos! В ней я по началу тоже играл на барабанах. Это было великолепное время! Мы колесили по московским клубам и фестивалям, отлично проводили время вместе и играли то, что любим. Именно в этот период я научился понимать и любить американскую музыку - блюз, кантри, психодел и так далее. Это была тоже каверовая команда. Мы играли кавера на J.J Cale, Gratefull Dead, Eric Clapton, BB King и других. У нас было и несколько своих песен и инструментальных композиций. И вот где-то именно в этот момент я почувствовал, что мне нужна совсем другая музыка. Мне нужна музыка, которая не возбуждает, а успокаивает. Чистая, созерцательная музыка. На тот момент по ряду причин я ушел из группы. Это было время музыкального поиска. И вот однажды мне в руки попал диск Рона Корба "Флейты Мира" (Ron Korb "Flute Traveller"). Первый трек на этом диске и определил весь мой дальнейший путь. Именно через это я пришел к сякухати. Я думал, что на первом треке звучит сякухати. Купил флейту у мастера БАмбу в 2006 году, научился читать японские ноты и даже бросил курить! В 2012 году на всемирном фестивале сякухати в Японии, где я представлял Россию, познакомился с участниками ансамбля Wa-On при  московской конерватории. С тех пор играю и там. Правда позже оказалось, что на том самом диске звучит не сякухати, а европейская флейта альт. Но пути назад уже не было.

Твое музыкальное увлечение является твоим основным способом заработка, если не секрет, кем ты работаешь и как тебе удается совмещать работу, творчество и т.д?  

 

К сожалению, музыка пока не может меня полностью обеспечивать, хотя и приносит некоторую часть дохода. Поэтому приходится часть времени отдавать вполне земной профессии экономиста. Ещё некоторый доход приносит занятие фотографией. Не скрою, что у меня есть идеи и планы по превращению хобби в работу. А совмещать все три занятия очень легко. Важно уметь хорошо распланировать свое время и использовать каждую свободную минуту для своего любимого дела. Вот например сейчас я пишу эти строчки сидя в аэропорту в ожидании своего рейса. В среднем около полутора часов в день я провожу в метро. Это время также используется для моего увлечения. По пути с работы и на работу я освоил сольфеджио, например, выучил японскую слоговую азбуку и подтянул знание немецкого языка. А главное помните, как сказал кто-то из великих: "Ничего не успевает тот, кто ничего не делает".  

 

Трудно следить и ухаживать за флейтой, есть ли у тебя еще флейты или какие то другие музыкальные инструменты?  

 

Самый лучший уход за флейтой - это игра на ней. Флейта требует постоянного увлажнения и, если долго на ней не играть, она начинает высыхать и трескаться. Это особенно актуально в российских условиях. Ведь у нас с октября включается центральное отопление, и воздух в квартире становится очень сухим. У меня много других флейт. Все они лежат в корзине, за которой я специально ездил в Икею. Рядом с этой корзиной всегда стоит банка с водой. Кроме флейт у меня есть ещё несколько гитар - классическая и электрическая. Время от времени я сочиняю гитарную музыку. Правда, пока эта музыка ещё нигде не публиковалась. А ещё мне очень нужно электронное пианино!  

 

Часто ты путешествуешь с гастролями, есть ли например какие то экзотические планы, поехать на Тибет, например,  и там с монахами, подняться в какую-нибудь пещеру, где неповторимая акустика, и устроить Live с записью выступления?  

 

Концерты и гастроли у меня действительно бывают часто. В прошлом году я был с гастролями в Киеве, Минске, Петербурге и Нижнем Новгороде и, конечно, было много концертов в Москве. на следующий год география моих выступлений расширится. Запланированы поездки в Челябинск, Волгоград и Смоленск. Насчёт экзотических планов. Очень хочется устроить концерт в одном из японских храмов, в которых в прежние времена играли на флейтах сякухати монахи комусо. А ещё однажды я был с друзьями в Абхазии. Там есть пещеры рядом с тем местом, где мы останавливались. В этих пещерах очень хорошая и очень особенная акустика. А ещё там есть концертный зал. Вот там я бы устроил концерт. Поехать в Тибет - тоже хорошая идея. Я бы с удовольствием это сделал. Вообще хочется ещё попасть с концертами в Китай.  

 

Я знаю, ты принимал участие в записи саундтрека к фильму, часто ли тебя просят об этом? Пишешь ли ты музыку на заказ?  

 

Работа связанная с написание звуковых дорожек встречается достаточно часто. Первый мой саундтрек был написан к фильму петербургского режиссера Евгения Гордюхина "Ронин и Смерть". Для этой картины я сочинил и записал пять композиций в японском стиле. Результат работы выложен на Кругах для свободного скаивания. Сейчас я работаю над музыкой к мультфильму "Мальчик рисующий котов" молодого московского аниматора. Надеюсь, что выйдет интересно. Есть уже первые кадры. Конечно, я пишу музыку на заказ причем не только для сюжетов связанных с Японией. Сейчас идёт обсуждение музыкальной дорожки к ещё одному фильму. Тут будет и рок и даже немного джазовых мелодий. Написано также некоторое количество акустической музыки. Работа идёт.

Прошло достаточно много времени, с того момента как ты начал заниматься творчеством. Что-то изменилось в восприятии людей, стало ли больше поклоников, людей близких по духу? Есть какой то прогресс, и доволен ли ты результатом?

 

С тех пор, как я начал заниматься именно японской музыкой и флейтой сякухати, очень много изменилось и в моей жизни и в моем окружении. Количество поклонников моей музыки резко увеличилось. Я веду группу ВКонтакте и на Facebook, а также пишу в ЖЖ и веду почтовую рассылку для моих поклонников. Так вот сейчас, если собрать всех тех, кому интересно мое творчество, получится около 5 000 человек. Внушительная цифра! Я доволен таким результатом, однако я не останавливаюсь на достигнутом. В этом году я хочу удвоить этот показатель. На самом деле не так важно, сколько у тебя поклонников и подписчиков в социальных сетях. Важно, сколько из них твои настоящие фанаты, сколько из них готовы приходить на концерты.    

 

Как не крути, но флейта требует некой физической подготовки. Как-то в хорошем смысле флейта повлияла на тебя как физически, так и духовно? Ты стал лучше?

 

Изменилось мировоззрение, увеличился обьём легких, не знаю, бросил ли ты курить и т.д?  Я действительно бросил курить в 2006 году, когда начал заниматься на флейте. Однако где-то через полгода встретил своего первого учителя. Это был японец почтенных лет по имени Кохэй Симидзу. Он каждый год приезжает в московскую консерваторию и бесплатно обучает всех желающих. Так вот он тогда курил, а я как раз бросил и решил не начинать заново. На самом деле курение просто стало мешать флейте, и я бросил курить за один день. Просто выкурил последнюю сигарету и завязал навсегда. И я очень рад этому. Правда за год до этого в 2005 прочитал книгу Аллена Карра "Лёгкий способ бросить курить". Но это не помогло. И только в 2006 я использовал знания полученные из этой книги на практике, когда возникла необходимость. После того, как я бросил курить, вернулось ощущение вкуса, я начал чувствовать запахи. Стал лучше спать. Флейта сама по себе не требует  большой физической подготовки в начале пути. Нужно просто желание. А потом сама флейта и игра на ней становятся сначала физической дисциплиной, а потом и просто частью тебя самого. Мировоззрение мое, конечно же, сильно поменялось. Вместе с флейтой я погрузился в изучение восточной философии. В частности меня заинтересовала философия буддизма и дзен-буддизма. Я и раньше увлекался этим. Одной из моих любимых книг на все времена до сих пор является "Дао дэ Цзин". С приходом в мою жизнь сякухати я стал изучать труды Догэна и других дзенских  и чаньских учителей. Это сильно повлияло на меня. Успокоило рябь сознания. Сделало спокойнее и трудолюбивее. Так что сякухати повлияла на всю мою жизнь.

Какие у тебя творческие планы?  

 

Сейчас я записываю альбом для сякухати, классической гитары и струнного квартета. Дело в том, что для сякухати существует как традиционная музыка (Хонкёку), так и современная мелодическая музыка. Хонкёку - это те произведения, которые играли в Японии в древности бродячие монахи Комусо. Для европейского слуха эта музыка по началу кажется не мелодичной. Однако в ней есть нечто гораздо большее и гораздо более ценное, чем европейская музыкальная гармония. Эта музыка не утратила естественности, не утратила связи с природой. Как говорил один мудрец, сякухати - это ветер в верхушках сосен. В конце 19-го века флейта сякухати попала в состав придворного ансамбля, и для неё начали писать мелодическую музыку. В середине 20-го века культура сякухати проникла и в Европу. Сейчас для этого инструмента тоже пишется музыка. В моем новом альбоме будут представлены несколько пьес моего сочинения, одна традиционная японская пьеса и одна гитарная. Всего на диске будет порядка 10-ти пьес. Кроме этого, как я уже писал, запланировано большое количество концертов в разных городах. Я собрал сейчас коллектив для выступлений из классической гитары, на ней играет мой друг Олег Москалёв, скрипки и флейты сякухати. Вот этим составом мы и будем давать концерты. А ещё запланирована запись обучающего диска и запуск нового сайта "Сякухати в России". Следите за новостями  

Пока же для самых внимательных выложен наш с Олегом концертный альбом "День ноября" для свободного скачивания, а также открыт сайт нашего дуэта.

Какие бы ты дал наставления, советы своим слушателям, друзьям ну и всем людям, кого ты знаешь, на 2016 год?

 

"Наставления" звучит громко. Я думаю, что в 2016 году следует продолжать то, что начато в 2015. Если у вас есть мечта - идите за ней не смотря ни на что. Не ждите, идите одни. "Ты один на пути навсегда", как поёт БГ. Старайтесь больше слушать, чем говорить. Приходите на мои концерты. Слушайте музыку, читайте книги!