Как записать альбом самостоятельно: Сведение и Мастеринг 

Андрей  Жилин

              http://andrewjilin.com

 

Японская бамбуковая флейта сякухати

Музыкант, композитор, преподаватель

 

 

 

     Настало время ещё одной статьи о записи альбома "Последний день лета". Проект растянулся на больший срок, чем я ожидал, но он подходит к концу. Самое главное для меня в этой статье рассказать вам о тех ошибках, которые не стоит допускать. В основном это касается записи. Получилась такая ситуация, что в этом проекте я записался первым, а все остальные писались после меня. Грегори записал свою партию вторым, а струнный квартет - последним. Так вот когда я совместил все три записи вместе, то получилось, что я играю не в попад. То есть я попадаю в ритм, но не держу динамику, мажу мимо квартета! Гитара Грега играет ровно и совпадает по динамике с квартетом. Поэтому мне пришлось переписывать свои партии второй (читай: сто второй) раз. Это отняло у меня некоторое количество времени. Отсюда совет: мелодию (солирующий инструмент) записывайте в последнюю очередь. Конечно, это кажется очевидным, однако именно это отняло у меня время. 

      Ещё одна интересная особенность связанная уже конкретно с сякухати. Это строй. Очень и очень сложно выдержать на сякухати точный европейский строй. Оказалось ,что у моей основной флейты есть две проблемы. Нота Цу звучит ниже европейской Фа, а нота Ти - выше европейской Ля. Спецаильно оговорюсь здесь ещё раз про строй, потому что это очень важно. Возьмем для примера флейту 1.8 японских фута. Многие считают, что звуки сякухати должны чётко соответствовать европейскому звуковому ряду. То есть Ти = Ля (A), Рэ = Соль (G), Цу = Фа (F), Ро = Рэ (D). На самом деле, это совершенно не обязательно. То есть они, конечно, могут соответствовать, но они не должны соответствовать им напрямую. Иногда это так, а иногда и нет. И не стоит судить сякухати именно по такой стройности. Если Вы собираетесь на сякухати играть с другими европейскими инструментами, то строй (соответствие звуков сякухати европейскому звукоряду) имеет значение. Для хонкёку (а в сякухати это главное) европейский строй не имеет значения. А также не важен европейский строй в традиционной ансамблевой музыки санкёку. В этих видах музыки есть своё, отдельное понятие о строе. Помните об этом при выборе флейты!

     Так вот поговорим о сведении. Процесс этот очень интересный. Здесь стояла задача сведения камерного ансамбля, поэтому по панораме при сведении мы сделали как бы такой круг: впереди флейта, далее за ней скрипки, потом альт, потом гитара и в конце виолончель. Сводилось всё в Logic Pro в два этапа: сначала общее сведение по панораме, частоте, компрессии и эффектам, а затем сведение по громкости различных частей пьес и всей записи в целом. Очень много пришлось выправлять на сведении. Здесь не имеется в виду выправление криво сыгранных нот. А именно громкость, динамику игры. В некоторых местах пришлось совсем убирать скрипку, которая играла слишком громко. В некоторых местах пршлось сделать громче контрабас. Перед сведением и во время сведения мы слушали, как записана музыка струнных квартетов у других исполнителей. Это очень сильно помогло сделать качественную звуковую картину. Очень помогла штатная обработка Room самого Logic Pro. Она дала нужный объём и хорошую частоту. Процесс мастеринга казался мне сложнее, однако происходил быстрее, чем сведение. При мастеринге все треки нормализовались и выставлялись по громкости относительно друг друга. Некоторые части пьес пришлось делать на 1-2 децибела тише или громче относительно динамики.

 

Представлю вам, кстати, звуорежиссера. Это ещё одна выдающаяся личность. Дмитрий Павлюков. Гитарист великой группы непростого московского рока Cracked Rombix, композитор и звукорежиссер театра Liquid Teater, выиигравшего недавно премию "Золотая Маска", барабанщик проекта PiraDroonica, а самое главное - мой лучший друг :-)))

А ещё для одного из треков пришлось дозаписать обычную флейту. Ее записала Татьяна Васильева. Она же записывала и партии вистлов для другого трека.

В следующей статье поговорим о визуальной стороне проекта - обложка и прочий арт. 

 

P.S. Подписывайтесь на мою рассылку, чтобы не пропустить выход альбома. Каждому подписчику американский сборник "Convergence" с моим участием бесплатно.

 

Моя музыка на Кругах

Моя Музыка на iTunes

Моя музыка на CDBaby

------------------------------

Андрей Жилин

http://andrewjilin.com

 

Японская бамбуковая флейта сякухати

Музыкант, композитор, преподаватель

Если у Вас есть вопросы или пожелания, пишите мне на andrewjilin@gmail.com